АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ
Биография



Алексей Григорьев родился в 1949 году в Курске.

В 1973 г. окончил художественно-графический факультет Московского педагогического института им. В.И. Ленина.

В 1976 г. был принят в члены Союза художников СССР.
Московского скульптора Алексея Григорьева по складу натуры и масштабу дарования смело можно назвать монументалистом. А.Григорьев начал активно выставляться с 1972 г., еще до вступления с Союз художников СССР. Участвовал в молодежных выставках с 1972 по 1985 годы, показывал свои работы в Москве на всесоюзных выставках «Спорт в искусстве» (1975,1984), на республиканской молодежной выставке «Молодость России» (1976). На зональных выставках (1980,1985), на выставке скульптуры в Ботаническом саду (1987).

Принимал участие в таких масштабных экспозициях как «50-летие МОСХ» (ЦВЗ «Манеж», 1982). Всесоюзная выставка скульптуры малых форм (1983), всесоюзная выставка портрета (1983), всесоюзная выставка скульптуры (1983). Награжден дипломом за лучшую работу 15-й выставки молодых художников. Награжден медалями за работы, показанные на Всесоюзной квадриенале скульптуры в Риге (1988) и Московской выставке скульптур (ВДНХ, 1990).

В 70-е годы скульптор нередко участвовал в диссидентских «квартирных» выставках, включая альтернативную выставку «Москва-Париж», несостоявшуюся из-за запрета КГБ. Тогда же он начал активно заниматься графикой, иллюстрировать книги. В его оформлении выпущена книга «Стихи для детей» Даниила Хармса и других «обэриутов» (1991), французские романы в издательстве Радуга (серия «Бестселлер года»), три сборника немецкой поэтессы Аннегрет Голин (90-е годы), книги стихов Надежды Григорьевой – его матери, автобиографический роман его бабушки Поляковой А.Г. – «Записки беспартийной», русско-израильский литературный альманах «Диалог» №2. В журнале «Советская литература за рубежом» (под редакцией С. Дангулова) опубликован цикл иллюстраций Григорьева к романам Андрея Платонова «Котлован» и «Чевенгур» (каталог графики под редакцией Р.Хильдебранта, включает иллюстрации к А.Платонову и И.Бродскому).
В 80-е годы отдельные работы А.Григорьева в жанре парковой и монументальной скульптуры появились в Уфе («Мальчик с деревом» , 1988), Нижнем Новгороде («Благовещение», 1989), Тюмени («Возрождение жизни»), Тростянце (Украина, 1986 г.) В 1984 г. Григорьев принял участие в создании парка скульптур в центре Ташкента.
Скульптор много работал в жанре мемориальной скульптуры. Самыми удачными он считал надгробия художнику Юрию Ракше (Ваганьковское кладбище, 1983), ученому Михаилу Авсеневу (Новодевичье кладбище, 1992), писателю Вадиму Кожевникову (Переделкино, 1985).

В соавторстве с Даниэлем Метлянским он создал один из самых необычных парных памятников, в одно и тоже время появившихся в столицах России и Германии. В начале 90-х в Москве возле музея и общественного центра им. А.Д. Сахарова и в центре Берлина установлены два фрагмента разрушенной берлинской стены.


Стену словно прорывают летящие сквозь нее бабочки, символизируя идею Свободы. А. Григорьев долго сотрудничал с музеем Дом у Чекпойнт Чарли и лично дружил с директором музея Райнером Хильдебрантом. В музее хранятся его работы, одна из них установлена перед входом в музей.

Работы Григорьева находятся в собраниях Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина, в том числе цикл рисунков по мотивам «Римских элегий» Иосифа Бродского. В Государственной Третьяковской галерее – цикл скульптурных композиций из камня и металла. В центральном музее современной истории (бывший музей Революции) – скульптурные композиции из металла. В Курской картинной галерее им. А.А.Дейнеки – скульптурные композиции и портрет Василия Шукшина. В музее истории г. Обнинска – графические листы и скульптурная композиция «мальчик с марионеткой». В государственной коллекции современного искусства, собранной искусствоведом А.Ерофеевым – скульптуры из металла и гранита.
В музее Дом у Чекпойнт Чарли – графические листы и скульптуры из металла. В парке скульптур под открытым небом «Музеон» - скульптурные композиции из металла, камня и дерева.
Скульптура и графика А.Григорьева хранятся в частных собраниях России (коллекция известного собирателя «андеграунда» Е.Нутовича), семейная коллекция Гофман-Кадошниковых), Германии (коллекция Р.Хильдебранта и коллекция владельца издательского концерна «Гюнтер и Яр»). Ряд монументальных композиций украшает частный парк скульптуры г-на Яра на Майорке (Испания).

Отдельные работы А.Григорьева находятся в частных коллекциях Австрии, Франции – коллекция дипломата Жоржа Марече, галерея Клода Лаландоа в США (г. Хьюстон, г. Лос-Анжелос), в Польше) собрание врача Л. Вазецкого), а так же в торговом центре г. Вроцлова, в Эстонии (г. Таллин)

Немало произведений городской и садово-парковой скульптуры установлены А.Григорьевым в различных городах Германии. В частности в центре Берлина – композиция «Любовная пара» и др. На острове Рюген на Балтийском море – гостиничный комплекс Гило Крена, в г. Штральзунд.

Made on
Tilda