АЛЕКСЕЙ ГРИГОРЬЕВ
О скульпторе
О скульпторе
Алексей Григорьев (1949-2002) — московский скульптор и график. Вырос в семье, известной московской поэтессы Григорьевой Надежды Адольфовны.
После окончания художественно-графического факультета Московского государственного педагогического института в 1971, Григорьев попал в мастерскую Аделаиды Пологовой – скульптора-шестидесятника, воспитавшей целую плеяду авторов, среди которых Дмитрий Шаховский, Андрей Древнин, Даниэль Митлянский и другие.
В выставках начал участвовать с 1972 года.

Знакомство со скульптором-нонконформистом Леонидом Берлиным в конце 1970-х совпало с новым витком поисков художественного языка Григорьева. Скульптура в это время переживала определенный кризис, и Алексей уже не вписывался в привычные неоромантические каноны современной скульптуры. Возможность работать с металлом, смешение материалов и использование готовых объектов отражали внутренний порыв художника наделить знакомые, старые и в чем-то тривиальные сюжеты новой формальной структурой и звучанием.

В конце 1980-х на волне перестройки советские художники получили возможность подключиться к общемировому арт-процессу. Интерес к советскому искусству, особенно неофициальному, позволил наладить контакты между странами. Одним из первых, кто на Западе заметил работы Григорьева стал галерист Фридрих Рот. Он пригласил скульптора к сотрудничеству в своей галерее на Савиньи Плац, организовал мастерскую на знаменитой Арнхемской фабрике, куда Григорьев приезжал на несколько месяцев в течение года почти до самой смерти (сейчас это место стало международной резиденцией куда приезжают художники со всего мира). В конце 1990-х, работы Григорьева украсили сад перед Третьяковской галереей, в парке Музеон. Несмотря на признание и благополучную творческую карьеру, работ скульптора осталось немного. Он не заботился о своем наследии.

Одна из немногих сохранившихся работ, относящаяся к зрелому периоду творчества - Двойной «Монумент свободе» (1996), которую Алексей Григорьев выполнил в соавторстве с Даниэлем и Максимом Митлянскими, представляющая собой фрагменты берлинской стены расположенными в Москве и Берлине, красноречиво заявляет, что скульптор достиг понимания механизмов управления не только материей, но и пространством. Массивные грубые громады кирпича и бетона разнесены друг от друга на многие сотни километров; тем не менее, они синхронизированы – дистанция между двумя точками расчерчена и откалибрована до миллиметра, что производит воздействие на наше воображение.

Произведения Григорьева находятся в ММОМА, Парке искусств Музеон, ГМИИ им. Пушкина, Музее современной истории России, Музее истории города Обнинска, Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим», в российских и зарубежных частных собраниях.
Made on
Tilda